Особенность информатики как научной и учебной дисциплины. Истори
Информатика - наука о заменах и методах огранизации и переработки информации в естественных и искусственных системах с применением ЭВМ |||||||||||||||||||||| Информатика как само¬стоятельная научная дисциплина существует около полуве-ка, хотя с информационными процессами и переработкой инфор¬мации человечество имело дело всегда.
Для характеристики информационного обеспечения исторических эпох выделим параметры:
• организация передачи информации в пространстве т е, распространение информации с целью обеспечения доступа к ней людей (потребителей), удаленных друг от друга, в относительно небольшой временной интервал.
• организация передачи информации во времени, т.е. накопление и хранение информации в интересах будущих потребителей;
• организация обработки информации, т.е. преобразование имеющейся информации с целью ее использования для решения задач практики – управления, обучения, создания информации (наука и искусство) и пр.
По ходу истории человечества улучшение показателей, характеризующих уровень развития перечисленных пpoueccoв происходи¬ло неравномерно, что повлекло возникновение и затем преодоление нескольких информационных барьеров. Информационные барьеры образовывались в результате противоречий между информацион¬ными запросами общества и техническими возможностями их обес-печения, они оказывались препятствием на пути прогресса общества, и потому, как и е случае барьеров материальных или энергетических, человечество всегда находило способ их преодоления.
1-й информационный барьер был преодолен приблизительно в V тысячелетии до н. э. До того времени единственным хранилищем информации был мозг человека. Передача информации была свя¬зана с механическим перемещением человека, т.е. скорость передачи была весьма низкой, а передача нена¬дежной. Обработка информации также производилась человеком. Противоречие состояло, в том, что человечеству требовалась воз¬можность сохранять во времени опыт и знания, накопленные пре¬дыдущими поколениями с тем, чтобы они могли быть переданы поколениям последующим. Барьер был преодолен благодаря появлению письменности. Носителями информации стали камни, глиняные таблички, папирус, пергамент, береста, материя; позд¬нее (во II веке н. э.) появилась бумага.
2-й информационный барьер сформировался к XV в. из-за того, что в связи с развитием производства - появлением цехов ману¬фактур - возникла потребность в большом числе образованных людей, способных этим производством управлять. Противоречие состояло в том, что количество источников информации - рукопи¬сей, рукописных книг - не могло обеспечить обучение большого количества людей. Изобретение книгопечатания (т.е тиражирование информации) в Европе в XV в. И. Гутенбергом и а ХVI в И. Федоровым позволило преодолеть данное противоречие. Ско¬рость передачи информации определялась скоростью механического перемещения ее бумажного носителя. Обработка производилась человеком. Поскольку основным носителем информации являлась бу¬мага, то именно этим определялись технологии накопления и распро¬странение информации, по определению 3. М. Глушкова это состояние можно назвать бумажной информатикой.
К началу XX в ситуация изменилась, в первую очередь в отношении скорости распространения информации, сначала появилась почта, в XIX в. - телеграф, затем телефон, в 1905 г.- радио, в1920-1930-e годы – телевидение. В результате этих изобретений информация практически мгновенно могла бытъ доставлена в лю-бую точку земного шара. Появились и новые устройства, обеспе¬чивавшие иные (no сравнению с бумагой) принципы записи ин¬формации для хранения – фотография, затем кино, затем магнит¬ная записи . Без существенных изменений оставалась лишь ситуа¬ция, связанная с переработкой информации, - эту функцию по-прежнему выполнял только человек.
К III-му информационному барьеру человечество подошло во второй половине XX столетия, когда общие объемы информации которыми, оно располагало, выросли настолько, что пропускной способности человеческого мозга оказалось недостаточно для ее переработки. Прогресс человечества стал зависеть от того, удастся ли решить проблему автоматизации обработки информации. Варианты решения появились в 1345-46 г.г. когда американские инженеры П. Экерт и Дж. Мочли построили первую цифровую вычислительную машину «ЭНИАК», математик Дж фон Нейман описал принципы работы автоматических, вычислительным устройств, а в 1946 г. К. Шеннон опубликовал знаменитую работу «Математическая теория связи» где изложил математические принципы кодирования и передачи информации, а также предло¬жил метод объективного измерения количества информации - именно эти идеи, и составили основу новой науки -информатики; преодоление нового информационного барьера породило необходимость созданий устройств обеспечивающих автоматизированную обработку информации, что вызвало к жизни науку, которая определяла бы принципы работы устройств и общие принципы представления и преобразования информации.